Как репетитору договариваться о регулярности занятий с учениками

Как и любое другое добровольное занятие, частные уроки обладают высоким риском быть перенесённым или отменёнными, притом нередко в последний момент. Эта вроде бы рядовая ситуация тем не менее может вызывать сильные эмоции у обеих сторон. Как с ней быть? Следует ли подробно оговаривать условия переноса занятий? Практикуют ли это преподаватели? Обо всём этом — в сегодняшнем выпуске блога Ассоциации репетиторов.

С кем не бывает!

Непредвиденные обстоятельства случаются у 100% людей. Часть из этих 100% занимаются с частными преподавателями, другая часть — сами частные преподаватели. И в случае непредвиденных обстоятельств палочка-выручалочка — волшебное «А давайте перенесём?». Как правило, ответ утвердительный — а что ещё остаётся? 

Нормально, когда перенос занятия происходит один-два раза и по уважительной причине. Но зачастую случается иначе: занятия регулярно «переезжают», заставляя одну из сторон (как правило преподавателя) перекраивать свой график. И вот это уже проблема. «А в чём проблема?» — на первый взгляд кажется, что проблемы действительно нет, ведь никто никуда не опоздал. Но только на первый. На самом же деле один из участников (тот, у которого просят о переносе) потерял время. И вот как: 

  •  потеряно собственно время занятия: на него как правило нет альтернативного плана, т.к. предполагалось, что оно будет занято уроком; 

  • попутно потеряно время подготовки (даже если занятия происходят онлайн, преподаватель и ученик готовятся к нему, организуя рабочее место, etc.); 

  • кроме того, из-за занятия могли быть отменены более масштабные планы (например на несколько дней), которые так и не смогли состояться, несмотря на отменённое занятие. «А может, в другой день?» Источник картинки: https://clck.ru/QxRpN)

Как видно, в этой ситуации время — это очевидно деньги. Отдельно стоит отметить, что у преподавателя могут быть более «дорогие» часы,  если он занимается репетиторством профессионально: многим заниматься удобнее вечером, поэтому регулярно отменяющийся «вечерний» ученик — это по сути потеря бОльшего дохода по сравнению с «дневным». Излишне говорить, что если для ученика периодичность занятий — это в первую очередь вопрос эффективности обучения, то для преподавателя — ещё и планирование бюджета. Поэтому хаос, вызванный переносами и/или отменами — это ещё и хаос в финансах.  

И это проблема. 

 «А может, в другой день?»

(Источник картинки: https://clck.ru/QxSX4)  

А может, договоримся?  

Одними из первых эту проблему осознали психотерапевты. В отличие от, скажем, занятий английским языком польза психотерапии далеко не всегда измеряется профессиональными тестами, а вот сопротивления в процессе возникает очень много: гонять своих внутренних тараканов ещё более неприятно, чем заучивать неправильные глаголы. А где внутреннее сопротивление, там совершенно точно будут попытки саботажа. И самый простой способ саботировать назначенную встречу — перенести её. Психотерапевты прекрасно знают об этом милом свойстве человеческой психики, поэтому обычно на первой сессии устанавливают определённые правила посещения. Чаще всего они формулируются так: 

 

если встреча переносится или отменяется менее чем за 24 часа, то она оплачивается полностью.

 

Обычно следом спрашивают: «А если её отменяет или переносит терапевт?». Ответ такой: «Тогда следующая встреча проходит бесплатно, т.е. как бы оплачивается психотерапевтом самостоятельно». Обстоятельства действительно бывают очень разные, и иногда даже это правило можно пересмотреть в исключительных ситуациях. Однако чудесным образом такая договорённость сводит к минимуму возможность переноса/отмены встречи. Совпадение? Едва ли. 

Можно было бы предположить, что всё дело в деньгах — кому захочется рисковать своими кровными? Но нет, «виноваты» не сами по себе деньги, а ощущение ответственности, которое за ними стоит; деньги лишь материализуют его, переводят в понятную, ощутимую форму. Сколько стоит отказ от договорённостей? Вот столько.

Не рад, не должен, не намерен, не готов

У преподавателей Ассоциации репетиторов тоже есть что рассказать об ответственности своих учеников. Поинтересовавшись, часто ли случаются переносы и отмены занятий, мы получили в ответ множество историй — в том числе и историй о том, какие меры преподаватели выработали, чтобы хоть как-то регулировать свой «гуляющий» график.  

Кристина Сергеевна, преподаватель японского, признаётся, что пятилетний опыт преподавания в итоге подтолкнул её к тому, чтобы установить определённые правила в отношении занятий. 

«Я пришла к этому, потому что у меня есть чёткий график работы, который не хотелось бы нарушать. Вместо того ученика, который резко отменил занятие, я редко могу поставить другого, ибо у всех свои планы (особенно это касается взрослых людей), соответственно, у меня получается час «ничегонеделания», и пользу он мне вряд ли принесёт», — объясняет преподаватель. 

Договорённость, которую предлагает Кристина Сергеевна, предполагает, что занятие оплачивается целиком, если его отменили за два часа (и менее) до назначенного времени. 

«А может, в другой день?»

(Источник картинки: https://www.flickr.com/photos/pentlandpirate/38758915422/sizes/k/)

«Я ценю своё время, вот и всё», — подчёркивает преподаватель (https://astrakhan.repetit.ru/repetitor.aspx?id=117995) и заверяет, что обычно встречает понимание со стороны клиентов. «Клиенты реагируют нормально, потому что в целом понимают это. И если такое случается, то они впредь стараются или заранее меня предупреждать, перенося занятие на другой день, или сами стараются быть более дисциплинированными, чтобы больше не платить за мои услуги, которые, по сути, не были оказаны по их вине». 

Пример Кристины Сергеевны — не единственный в своём роде. Ещё несколько преподавателей рассказали, что ставят аналогичные условия, начиная заниматься с учениками. Отличаются лишь детали — сроки отмены (для кого-то критична отмена менее чем за сутки или двое суток, для других — день-в-день) и сумма (некоторые преподаватели за пропущенное занятие берут лишь половину его стоимости). 

Один из преподавателей вспомнил довольно суровую схему, практиковавшуюся знакомым репетитором: ученики оплачивали сразу весь месяц, после чего либо приходили в назначенное время, либо, в случае пропуска — в освободившееся у преподавателя «окно». Если же таких не было, то занятие пропускалось. «Лично мне такая схема не понравилась, ни как клиенту, ни как педагогу», — признаётся преподаватель. 

Однако в целом идея «страхования» пропущенного урока среди преподавателей скорее встречает понимание. Обсуждая «за» и «против» подобных условий, педагоги отмечают, что во многом их работа заключается ещё и в поддержании определённой дисциплины и регулярности в изучении предмета — и в этом смысле подобная мера кажется более чем обоснованной. 

«А может, в другой день?»

(https://www.flickr.com/photos/chatterstone/27521619534/sizes/l/)

Этический момент: как договариваться и что делать

Очевидно, что никто не отправляется на занятия с мыслью о том, как будет их прогуливать, но факт: переносы случаются. Как договариваться с преподавателем, чтобы комфортно было обеим сторонам? 

  1. Если преподаватель предлагает вам определённые условия оплаты занятий по причине пропусков, сразу задайтесь вопросом, насколько это для вас приемлемо. Если вы понимаете, что риск пропуска высок ввиду определённых причин высок, а цена занятия для вас существенна, лучше отказаться на берегу.

  2. Если подобные условия не были оговорены, но занятие оказалось сдвинутым в последний момент/пропущенным по вашей вине без уважительной причины, с вашей стороны будет этичным предложить преподавателю компенсацию.

  3. Внезапные заболевания и другие непредсказуемые обстоятельства — безусловно, повод отменить занятие. Но сделать это лучше с помощью звонка. И только если преподаватель не отвечает на звонок, имеет смысл отправить сообщение. Причина проста: звонок замечается быстрее, чем сообщение, и преподаватель скорее узнает об отмене. Сообщение же может остаться незамеченным вплоть до начала занятия, когда вас уже начнут искать.

  4. Регулярные переносы занятий со стороны преподавателя — отличный повод задуматься о том, чтобы выбрать нового преподавателя: время ученика ничуть не менее важно и ценно, чем время учителя.  

И в завершение — пара слов о пунктуальности. Судя по отзывам на сайте Ассоциации репетиторов, пунктуальность — качество, которое ценят если не все, то очень многие. Преподаватель, приходящий/начинающий урок вовремя, заведомо имеет больше шансов произвести хорошее впечатление, чем его непунктуальный коллега. 

«А может, в другой день?»

(Источник картинки: https://clck.ru/QxRrk)

Мало кто догадывается, что пунктуальность ученика для преподавателя важна в равной степени, притом речь идёт не только о личных встречах, но и о дистанционном преподавании. Упомянутые в начале статьи психологи обзавелись инструментом и на этот случай: опоздание клиента засчитывается в счёт сессии: если вы опоздали на 10 минут, эти 10 минут просто вычитаются из вашего оплаченного часа. Едва ли частные преподаватели когда-нибудь освоят все те навыки регулирования рабочего времени, которые добавляют стабильности психологам. Остаётся только надеяться, что уважительное отношение к чужому графику постепенно станет такой же нормой, как и слова приветствия и прощания в начале и конце урока. 

Заглавная картинка — отсюда: https://clck.ru/QxS98

Мудрая сова 04 декабря 2020